Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное. Эту версию подтверждает то, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый». Еще одна версия относит происхождение названия к проживавшим на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей. А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва» со значением «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили. Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что значит «корова», а «ва» переводится как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали разведению здесь коров. Они паслись на берегах реки, которую так и называли — «Москва» или «Коровья река». Еще одну легенду о начале Москвы записал в XVII веке дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский. Она говорит, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. "Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва… Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой»." Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Но даже современники знали, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами. Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути. Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер. Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение повторил в своих трудах историк Москвы И.Е. Забелин. А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе. "Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину: А как старым стал Илья Муромец, Умирать пошел в Карачарово. Не дошел… упал у большой реки. Тут и смерть пришла к Илье Муромцу… Не нашли Илью у большой реки, Лишь нашли курган по-над берегом. Знать, земля сама тут насыпалась, Да леса успели повырасти. И поставили тут часовенку… Как поставили, так услышали — Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!» И второй дошел — только: «Мощь кова…» В третий раз дошел — только: «Мос…кова…» Так и стала зваться река: Москва. — Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину. — Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва." Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он разбил первоначальную форму слова «Москов» на старославянский «моск» — «кремень» и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость». А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей для славянских идолов (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего, но неизвестного историкам духа Моска. Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье. "И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него." Некоторые источники приписывают основание Москвы Вещему Олегу. А в народе бытует версия, что «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река». История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, этот вопрос мало интересовал науку, пока Москва не стала столицей. Но к тому времени точных источников уже не осталось. Зато Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-х столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но Москве удалось сохранить свое исконное имя. Читайте, почему и как переименовывали улицы Говорят, что... "...есть у Москвы и неофициальные названия, например, Default City — обычно если город не указан, то имеется в виду Москва. Одни имени носят характер саркастический — Нерезиновая, Понаеховск, Долгоручинск-на-Клязьме, Цитадель Зла. А названия «Лужки», «Батуринск», «Лужква», «Лужков-сити», «Собянинск» отражают отношение жителей к деятельности текущего мэра."
Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное. Эту версию подтверждает то, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый». Еще одна версия относит происхождение названия к проживавшим на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей. А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва» со значением «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили. Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что значит «корова», а «ва» переводится как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали разведению здесь коров. Они паслись на берегах реки, которую так и называли — «Москва» или «Коровья река». Еще одну легенду о начале Москвы записал в XVII веке дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский. Она говорит, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. "Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва… Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой»." Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Но даже современники знали, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами. Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути. Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер. Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение повторил в своих трудах историк Москвы И.Е. Забелин. А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе. "Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину: А как старым стал Илья Муромец, Умирать пошел в Карачарово. Не дошел… упал у большой реки. Тут и смерть пришла к Илье Муромцу… Не нашли Илью у большой реки, Лишь нашли курган по-над берегом. Знать, земля сама тут насыпалась, Да леса успели повырасти. И поставили тут часовенку… Как поставили, так услышали — Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!» И второй дошел — только: «Мощь кова…» В третий раз дошел — только: «Мос…кова…» Так и стала зваться река: Москва. — Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину. — Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва." Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он разбил первоначальную форму слова «Москов» на старославянский «моск» — «кремень» и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость». А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей для славянских идолов (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего, но неизвестного историкам духа Моска. Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье. "И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него." Некоторые источники приписывают основание Москвы Вещему Олегу. А в народе бытует версия, что «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река». История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, этот вопрос мало интересовал науку, пока Москва не стала столицей. Но к тому времени точных источников уже не осталось. Зато Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-х столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но Москве удалось сохранить свое исконное имя. Читайте, почему и как переименовывали улицы Говорят, что... "...есть у Москвы и неофициальные названия, например, Default City — обычно если город не указан, то имеется в виду Москва. Одни имени носят характер саркастический — Нерезиновая, Понаеховск, Долгоручинск-на-Клязьме, Цитадель Зла. А названия «Лужки», «Батуринск», «Лужква», «Лужков-сити», «Собянинск» отражают отношение жителей к деятельности текущего мэра."
Болотистая река
Наиболее патриотичная славянская гипотеза происхождения названия Москва предполагает, что основой ее является «моск». Это слово в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый» или «болото, сырость, влага». В пользу этой гипотезы говорят другие похожие названия рек в славянских языках: Мозгава или Москава в Польше и Германии, река Московец и одноименное село в Болгарии, река Маска в Беларуси, многочисленные Московки на Украине. Упоминалось, что вокруг Боровицкого холма был не только бор (давший название местности), но болотистая местность, низины, заливавшееся весной водой, которая не просыхала до конца лета.
Статья по теме
Две Москвы. Прошлое и настоящее столицы
Критики этой гипотезы основываются на том, что славянские племена не были исконными жителями этой местности. Раньше здесь жили племена, говорившие на финно-угорских и балтийских языках, что нашло своё отражение в названиях многих соседних рек: Руза, Истра, Нара, Яуза, Икша, Вондюга, Куйма, Курга и так далее.
Грязная река или извилистая река?
Если название Москва происходит из балтийских языков, то его источником могут быть балтийские формы *Mask-(u)va, *Mask-ava или *Mazg-(u)va, *Mazg-ava (латышское Maskava). Корень *mask-/*mazg- мог быть связан как с топью, грязью, так и с «узлом» (mazgas в литовском), омывающей рекой от глаголов «мыть, полоскать» (литовский mazgoti, латышский moskat).
Соответственно, вариант происхождения названия может восходить как к топкой, грязной местности — что созвучно со славянской гипотезой — так и к извилистости Москвы-реки — только в пределах города она делает 11 больших петель.
Коровья река
По другой версии слово Москва делится на две части: моск-ва. «-ва» на финно-угорском языке означает «река», «вода». Что же касается первой части «моск», то её значение на финно-угорском трудно объяснить. На языке коми «моск» значит «корова». Но здесь важно отметить, что коми никогда не жили на территории, близкой к течению Москвы реки. К тому же эта гипотеза противоречит древнейшей форме названия, зафиксированной в источниках: «Москъвь» (Москов). От этой формы, кстати, произошли и многие иноязычные названия Москвы, например, английское Moscow или чувашское Мускав.
Медвежья река и река племени Мосхов
Ещё одна гипотеза гласит, что «моск» происходит от мерянского слова «медведь», а «ва» — мать, жена. То есть, «москва» означает медведицу-мать.
Существует также версия, основанная на легенде. Согласно ей, в названии Москвы-реки библейского имя — Мосох, внук Ноя и сына Афета, и его жены Квы. Потомки Мосоха якобы заселяли земли от Вислы до самого Белого озера.
НУЛЕВОЙ КИЛЛОМЕТР ЦЕНТ РОССИИ
Говорят, что... "...если встать спиной к Иверским воротам, повернуться по часовой стрелке и спросить у первого встречного, как его зовут, можно узнать имя будущего мужа". "...Москва — единственный город в России, где расстояние исчисляется не от почтамта, а от духовной святыни — Иверской часовни. Это связано с тем, что когда москвичи собирались в путь или возвращались с дороги, они обязательно приходили поклонится Иверской иконе — заступнице в пути". "...во Владивостоке на перроне вокзала установлена стела с надписью: «Здесь заканчивается Великая Транссибирская железная дорога. Расстояние до Москвы — 9288 километров». А на перроне Ярославского вокзала между третьим и четвертым путями находится железнодорожный нулевой километр". "...знак нулевого километра был готов еще в 1985 году. Но переговоры о месте установки затянулись, и памятник потеряли. По счастливой случайности во время разбора склада в 1995 году его нашли. В этот раз место быстро выделили, и не где-нибудь, а в самом центре Москвы".
Знак, обозначающий начало всех дорог страны, есть во многих столицах. Почти везде нулевой километр отсчитывается от главного почтамта или телеграфа. Правда, бывают и исключения, когда «начало начал» отмечают табличкой, знаком на земле или стелой. Московский нулевой километр расположен в самом центре у Воскресенских ворот в проезде, соединяющем Манежную площадь с Красной.
Знак, установленный в 1995 г. скульптором А. Рукавишниковым, представляет собой несколько бронзовых плит. Нулевой километр выполнен в форме квадрата со вписанным в него кругом, по окружности которого размещена соответствующая надпись.
Квадрат разделен на 4 части, обозначающие стороны света. На каждой из них — рельефные изображения характерных животных. Для севера это сова, олень и морской котик; для запада — глухарь, зубр и уж; для юга — дельфин, горный баран и орел; для востока — тукан, кобра и тигр.
У нулевого километра всегда много туристов и, само собой, все они выполняют различные ритуалы. Например, бросают монетку. Причем делать это нужно особым образом: следует стать на одну ногу в центр знака, повернуться лицом к Иверской часовне и, загадав желание, запустить монету левой рукой через левое плечо так, чтобы та не выкатилась за пределы «квадратной» границы нулевого километра.
"Нулевой километр автодорог Российской Федерации" - памятный знак и популярная туристическая достопримечательность, расположенная перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней на Манежной площади с 1995 года.
Бронзовый знак символически обозначает начало всех российских дорог, точку отсчёта их расстояний; он выполнен в виде компаса, вмонтированного в брусчатку площади. В центре размещён небольшой круглый пятачок с розой ветров (уже практически стёршейся), числом "0" и подписью "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", а вокруг него, образуя по периметру ровный квадрат - 4 угла-стрелки, указывающие на север, юг, запад и восток. На углах выгравированы изображения животных, характерных для фауны расположенных в соответствующей стороне света регионов: олень, полярная сова, тюлень на севере, дельфин, тур и гриф на юге, зубр, глухарь и угорь на западе, тигр, тукан и кобра на востоке.
Квадратный знак вписан в бронзовую окружность, которая в свою очередь заключена в квадрат из крупной чёрной плитки.
Автор знака: скульптор Александр Рукавишников.
Подвох в том, что знак нулевого километра лишь условно его символизирует, и настоящий нулевой километр находится совершенно в другом месте: у здания Центрального телеграфа на углу Тверской улицы и Газетного переулка. По сути, этот бронзовый пятачок - просто туристическая пустышка, установленная в удобном для этого месте.
Загадывание желаний
Хотя знак нулевого километра установили совсем недавно, он уже успел обрасти собственной мифологией, и у туристов вошло в традицию загадывать на нём желания. Загадывать желания рекомендуют по особой технологии: необходимо встать в центр знака (некоторые путеводители советуют стоять на одной ноге), затем левой рукой через левое плечо бросить за спину монетку, но так, чтобы она не вылетела за пределы бронзовой окружности.
Ритуал обрёл невероятную популярность: монетку бросает едва ли не каждый очутившийся у Воскресенских ворот турист.
Любовь туристов к загадыванию желаний превратила знак нулевого километра в настоящую свинью-копилку для "профессиональных нищих", которые круглосуточно дежурят поблизости и моментально поднимают все брошенные туристами монетки. Это выглядит довольно неприятно, и если бы кому-нибудь пришло в голову составить рейтинг самых омерзительных достопримечательностей Москвы, знак нулевого километра имел бы все шансы занять первое место.
История знака
Нулевой километр - точка, с которой начинается отсчёт дорог. Традиция отмечать в городах нулевые километры имеет древнюю историю: считается, что она восходит к древнеримскому Milliarium Aureum ("Золотой мильный камень") - колонне, установленной в центре Рима, от которой начинались все основные дороги Римской империи.
Во многих городах мира нулевой километр отмечают знаком, табличкой или даже статуей, а иногда роль знака играет целое здание. В городах России нулевые километры находились обычно у здания главного почтамта.
Знак нулевого километра в Москве - совсем молодая достопримечательность, его установили лишь в 1995 году. Но на самом деле его история начинается ещё с 1980-х годов: впервые идея установить памятный знак появилась в 1982 году, а в 1985 для него уже начали подбирать место. Городские власти рассматривали целых 14 мест, в том числе Красную площадь, Театральную площадь, у колокольни Ивана Великого и перед памятником Юрию Долгорукому. Однако, идея заглохла.
В 1995 году к установке памятника вернулись, выбрав для него удобное место в проезде Воскресенских ворот, на Манежной площади.
В наши дни знак нулевого километра - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и немудрено: ведь он расположен по пути на Красную площадь - в одном из самых проходных местечек! Редкий турист пройдёт мимо, не обратив внимания на бронзовый пятачок посреди брусчатки, вокруг которого всегда стоит толпа с монетками - на радость профессиональным нищим.
Знак нулевого километра расположен в проезде Воскресенские ворота (на Манежной площади). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.
Основание Москвы датируется 1147 годом и приписывается Великому князю Ростово-Суздальскому и Киевскому Юрию Долгорукому. На момент основания Москвы Юрий был только князем Ростово-Суздальским.
Памятник Юрию Долгорукому, которому приписывается основание Москвы
В Ипатьевской летописи упоминание Москвы датируется 1147 годом, когда Юрий Долгорукий созвал военный совет в городе и позвал «На Московь» своего союзника и троюродного брата — новгород-северского (тогда) князя Святослава Олеговича. Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы. Некоторое время город назывался Кучков, по имени владевшего этими землями боярина Степана Кучки, казненного Юрием Долгоруким, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва — лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва — финно-угорского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная[1].
Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку, точно не известны. Предположительно, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжьего двора и некоторые другие строения. Также заслуга Юрия Долгорукого заключается в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов[1].
Возраст Москвы точно не известен. А. В. Куза считал, что укреплённое древнерусское поселение возникло на рубеже XI—XII веков, а найденный вещевой материал (в том числе свинцовая печать киевского митрополита) указывает на ещё более раннее заселение[2].
Согласно Тверской летописи, чье сообщение ставится под сомнение рядом историков, спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую деревянно-земляную крепость. Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Долгорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами. Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем[1]. После своего основания и вплоть до нашествия Батыя Москва была пограничным городом Владимиро-Суздальского княжества.
Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича. С 1260 является центром княжества, с 1460 — центр Московской Руси. Столица России с 1918.
На территории Москвы люди живут уже более трёх тысяч лет.
К 1147 на территории жили славянские племена.