Лови момент

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лови момент » На пульсе вашего ресурса » Знак нулевого километра в Москве


Знак нулевого километра в Москве

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное. Эту версию подтверждает то, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый». Еще одна версия относит происхождение названия к проживавшим на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей. А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва» со значением «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили. Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что значит «корова», а «ва» переводится как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали разведению здесь коров. Они паслись на берегах реки, которую так и называли — «Москва» или «Коровья река». Еще одну легенду о начале Москвы записал в XVII веке дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский. Она говорит, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. "Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва… Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой»." Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Но даже современники знали, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами. Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути. Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер. Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение повторил в своих трудах историк Москвы И.Е. Забелин. А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе. "Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину: А как старым стал Илья Муромец, Умирать пошел в Карачарово. Не дошел… упал у большой реки. Тут и смерть пришла к Илье Муромцу… Не нашли Илью у большой реки, Лишь нашли курган по-над берегом. Знать, земля сама тут насыпалась, Да леса успели повырасти. И поставили тут часовенку… Как поставили, так услышали — Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!» И второй дошел — только: «Мощь кова…» В третий раз дошел — только: «Мос…кова…» Так и стала зваться река: Москва. — Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину. — Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва." Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он разбил первоначальную форму слова «Москов» на старославянский «моск» — «кремень» и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость». А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей для славянских идолов (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего, но неизвестного историкам духа Моска. Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье. "И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него." Некоторые источники приписывают основание Москвы Вещему Олегу. А в народе бытует версия, что «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река». История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, этот вопрос мало интересовал науку, пока Москва не стала столицей. Но к тому времени точных источников уже не осталось. Зато Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-х столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но Москве удалось сохранить свое исконное имя. Читайте, почему и как переименовывали улицы Говорят, что... "...есть у Москвы и неофициальные названия, например, Default City — обычно если город не указан, то имеется в виду Москва. Одни имени носят характер саркастический — Нерезиновая, Понаеховск, Долгоручинск-на-Клязьме, Цитадель Зла. А названия «Лужки», «Батуринск», «Лужква», «Лужков-сити», «Собянинск» отражают отношение жителей к деятельности текущего мэра."

Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное. Эту версию подтверждает то, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый». Еще одна версия относит происхождение названия к проживавшим на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей. А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва» со значением «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили. Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что значит «корова», а «ва» переводится как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали разведению здесь коров. Они паслись на берегах реки, которую так и называли — «Москва» или «Коровья река». Еще одну легенду о начале Москвы записал в XVII веке дьякон Холопьего монастыря Тимофей Каменевич-Рвовский. Она говорит, что город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. "Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва… Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой»." Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Но даже современники знали, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами. Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути. Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер. Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение повторил в своих трудах историк Москвы И.Е. Забелин. А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе. "Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину: А как старым стал Илья Муромец, Умирать пошел в Карачарово. Не дошел… упал у большой реки. Тут и смерть пришла к Илье Муромцу… Не нашли Илью у большой реки, Лишь нашли курган по-над берегом. Знать, земля сама тут насыпалась, Да леса успели повырасти. И поставили тут часовенку… Как поставили, так услышали — Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!» И второй дошел — только: «Мощь кова…» В третий раз дошел — только: «Мос…кова…» Так и стала зваться река: Москва. — Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину. — Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва." Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он разбил первоначальную форму слова «Москов» на старославянский «моск» — «кремень» и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость». А московский учитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей для славянских идолов (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего, но неизвестного историкам духа Моска. Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье. "И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него." Некоторые источники приписывают основание Москвы Вещему Олегу. А в народе бытует версия, что «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река». История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, этот вопрос мало интересовал науку, пока Москва не стала столицей. Но к тому времени точных источников уже не осталось. Зато Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-х столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но Москве удалось сохранить свое исконное имя. Читайте, почему и как переименовывали улицы Говорят, что... "...есть у Москвы и неофициальные названия, например, Default City — обычно если город не указан, то имеется в виду Москва. Одни имени носят характер саркастический — Нерезиновая, Понаеховск, Долгоручинск-на-Клязьме, Цитадель Зла. А названия «Лужки», «Батуринск», «Лужква», «Лужков-сити», «Собянинск» отражают отношение жителей к деятельности текущего мэра."

Болотистая река

Наиболее патриотичная славянская гипотеза происхождения названия Москва предполагает, что основой ее является «моск». Это слово в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый» или «болото, сырость, влага». В пользу этой гипотезы говорят другие похожие названия рек в славянских языках: Мозгава или Москава в Польше и Германии, река Московец и одноименное село в Болгарии, река Маска в Беларуси, многочисленные Московки на Украине. Упоминалось, что вокруг Боровицкого холма был не только бор (давший название местности), но болотистая местность, низины, заливавшееся весной водой, которая не просыхала до конца лета.
Статья по теме
Две Москвы. Прошлое и настоящее столицы

Критики этой гипотезы основываются на том, что славянские племена не были исконными жителями этой местности. Раньше здесь жили племена, говорившие на финно-угорских и балтийских языках, что нашло своё отражение в названиях многих соседних рек: Руза, Истра, Нара, Яуза, Икша, Вондюга, Куйма, Курга и так далее.
Грязная река или извилистая река?

Если название Москва происходит из балтийских языков, то его источником могут быть балтийские формы *Mask-(u)va, *Mask-ava или *Mazg-(u)va, *Mazg-ava (латышское Maskava). Корень *mask-/*mazg- мог быть связан как с топью, грязью, так и с «узлом» (mazgas в литовском), омывающей рекой от глаголов «мыть, полоскать» (литовский mazgoti, латышский moskat).

Соответственно, вариант происхождения названия может восходить как к топкой, грязной местности — что созвучно со славянской гипотезой — так и к извилистости Москвы-реки — только в пределах города она делает 11 больших петель.
Коровья река

По другой версии слово Москва делится на две части: моск-ва. «-ва» на финно-угорском языке означает «река», «вода». Что же касается первой части «моск», то её значение на финно-угорском трудно объяснить. На языке коми «моск» значит «корова». Но здесь важно отметить, что коми никогда не жили на территории, близкой к течению Москвы реки. К тому же эта гипотеза противоречит древнейшей форме названия, зафиксированной в источниках: «Москъвь» (Москов). От этой формы, кстати, произошли и многие иноязычные названия Москвы, например, английское Moscow или чувашское Мускав.

Медвежья река и река племени Мосхов

Ещё одна гипотеза гласит, что «моск» происходит от мерянского слова «медведь», а «ва» — мать, жена. То есть, «москва» означает медведицу-мать.

Существует также версия, основанная на легенде. Согласно ей, в названии Москвы-реки библейского имя — Мосох, внук Ноя и сына Афета, и его жены Квы. Потомки Мосоха якобы заселяли земли от Вислы до самого Белого озера.

НУЛЕВОЙ КИЛЛОМЕТР ЦЕНТ РОССИИ

Говорят, что... "...если встать спиной к Иверским воротам, повернуться по часовой стрелке и спросить у первого встречного, как его зовут, можно узнать имя будущего мужа". "...Москва — единственный город в России, где расстояние исчисляется не от почтамта, а от духовной святыни — Иверской часовни. Это связано с тем, что когда москвичи собирались в путь или возвращались с дороги, они обязательно приходили поклонится Иверской иконе — заступнице в пути". "...во Владивостоке на перроне вокзала установлена стела с надписью: «Здесь заканчивается Великая Транссибирская железная дорога. Расстояние до Москвы — 9288 километров». А на перроне Ярославского вокзала между третьим и четвертым путями находится железнодорожный нулевой километр". "...знак нулевого километра был готов еще в 1985 году. Но переговоры о месте установки затянулись, и памятник потеряли. По счастливой случайности во время разбора склада в 1995 году его нашли. В этот раз место быстро выделили, и не где-нибудь, а в самом центре Москвы".

Знак, обозначающий начало всех дорог страны, есть во многих столицах. Почти везде нулевой километр отсчитывается от главного почтамта или телеграфа. Правда, бывают и исключения, когда «начало начал» отмечают табличкой, знаком на земле или стелой. Московский нулевой километр расположен в самом центре у Воскресенских ворот в проезде, соединяющем Манежную площадь с Красной.

Знак, установленный в 1995 г. скульптором А. Рукавишниковым, представляет собой несколько бронзовых плит. Нулевой километр выполнен в форме квадрата со вписанным в него кругом, по окружности которого размещена соответствующая надпись.

Квадрат разделен на 4 части, обозначающие стороны света. На каждой из них — рельефные изображения характерных животных. Для севера это сова, олень и морской котик; для запада — глухарь, зубр и уж; для юга — дельфин, горный баран и орел; для востока — тукан, кобра и тигр.

У нулевого километра всегда много туристов и, само собой, все они выполняют различные ритуалы. Например, бросают монетку. Причем делать это нужно особым образом: следует стать на одну ногу в центр знака, повернуться лицом к Иверской часовне и, загадав желание, запустить монету левой рукой через левое плечо так, чтобы та не выкатилась за пределы «квадратной» границы нулевого километра.

"Нулевой километр автодорог Российской Федерации" - памятный знак и популярная туристическая достопримечательность, расположенная перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней на Манежной площади с 1995 года.

Бронзовый знак символически обозначает начало всех российских дорог, точку отсчёта их расстояний; он выполнен в виде компаса, вмонтированного в брусчатку площади. В центре размещён небольшой круглый пятачок с розой ветров (уже практически стёршейся), числом "0" и подписью "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", а вокруг него, образуя по периметру ровный квадрат - 4 угла-стрелки, указывающие на север, юг, запад и восток. На углах выгравированы изображения животных, характерных для фауны расположенных в соответствующей стороне света регионов: олень, полярная сова, тюлень на севере, дельфин, тур и гриф на юге, зубр, глухарь и угорь на западе, тигр, тукан и кобра на востоке.

Квадратный знак вписан в бронзовую окружность, которая в свою очередь заключена в квадрат из крупной чёрной плитки.

Автор знака: скульптор Александр Рукавишников.

Подвох в том, что знак нулевого километра лишь условно его символизирует, и настоящий нулевой километр находится совершенно в другом месте: у здания Центрального телеграфа на углу Тверской улицы и Газетного переулка. По сути, этот бронзовый пятачок - просто туристическая пустышка, установленная в удобном для этого месте.

Загадывание желаний

Хотя знак нулевого километра установили совсем недавно, он уже успел обрасти собственной мифологией, и у туристов вошло в традицию загадывать на нём желания. Загадывать желания рекомендуют по особой технологии: необходимо встать в центр знака (некоторые путеводители советуют стоять на одной ноге), затем левой рукой через левое плечо бросить за спину монетку, но так, чтобы она не вылетела за пределы бронзовой окружности.

Ритуал обрёл невероятную популярность: монетку бросает едва ли не каждый очутившийся у Воскресенских ворот турист.

Любовь туристов к загадыванию желаний превратила знак нулевого километра в настоящую свинью-копилку для "профессиональных нищих", которые круглосуточно дежурят поблизости и моментально поднимают все брошенные туристами монетки. Это выглядит довольно неприятно, и если бы кому-нибудь пришло в голову составить рейтинг самых омерзительных достопримечательностей Москвы, знак нулевого километра имел бы все шансы занять первое место.

История знака

Нулевой километр - точка, с которой начинается отсчёт дорог. Традиция отмечать в городах нулевые километры имеет древнюю историю: считается, что она восходит к древнеримскому Milliarium Aureum ("Золотой мильный камень") - колонне, установленной в центре Рима, от которой начинались все основные дороги Римской империи.

Во многих городах мира нулевой километр отмечают знаком, табличкой или даже статуей, а иногда роль знака играет целое здание. В городах России нулевые километры находились обычно у здания главного почтамта.

Знак нулевого километра в Москве - совсем молодая достопримечательность, его установили лишь в 1995 году. Но на самом деле его история начинается ещё с 1980-х годов: впервые идея установить памятный знак появилась в 1982 году, а в 1985 для него уже начали подбирать место. Городские власти рассматривали целых 14 мест, в том числе Красную площадь, Театральную площадь, у колокольни Ивана Великого и перед памятником Юрию Долгорукому. Однако, идея заглохла.

В 1995 году к установке памятника вернулись, выбрав для него удобное место в проезде Воскресенских ворот, на Манежной площади.



В наши дни знак нулевого километра - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и немудрено: ведь он расположен по пути на Красную площадь - в одном из самых проходных местечек! Редкий турист пройдёт мимо, не обратив внимания на бронзовый пятачок посреди брусчатки, вокруг которого всегда стоит толпа с монетками - на радость профессиональным нищим.

Знак нулевого километра расположен в проезде Воскресенские ворота (на Манежной площади). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Основание Москвы датируется 1147 годом и приписывается Великому князю Ростово-Суздальскому и Киевскому Юрию Долгорукому. На момент основания Москвы Юрий был только князем Ростово-Суздальским.
Памятник Юрию Долгорукому, которому приписывается основание Москвы

В Ипатьевской летописи упоминание Москвы датируется 1147 годом, когда Юрий Долгорукий созвал военный совет в городе и позвал «На Московь» своего союзника и троюродного брата — новгород-северского (тогда) князя Святослава Олеговича. Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы. Некоторое время город назывался Кучков, по имени владевшего этими землями боярина Степана Кучки, казненного Юрием Долгоруким, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва — лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва — финно-угорского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная[1].

Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку, точно не известны. Предположительно, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжьего двора и некоторые другие строения. Также заслуга Юрия Долгорукого заключается в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов[1].

Возраст Москвы точно не известен. А. В. Куза считал, что укреплённое древнерусское поселение возникло на рубеже XI—XII веков, а найденный вещевой материал (в том числе свинцовая печать киевского митрополита) указывает на ещё более раннее заселение[2].

Согласно Тверской летописи, чье сообщение ставится под сомнение рядом историков, спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую деревянно-земляную крепость. Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Долгорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами. Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем[1]. После своего основания и вплоть до нашествия Батыя Москва была пограничным городом Владимиро-Суздальского княжества.

Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича. С 1260 является центром княжества, с 1460 — центр Московской Руси. Столица России с 1918.

На территории Москвы люди живут уже более трёх тысяч лет.

К 1147 на территории жили славянские племена.

0

2

С 1147 до середины XIII века Москва была обычным городком Владимиро-Суздальского княжества.

Москва — первопрестольная стол. России. Первое летописное слово о М. относится к 1147 г. , когда суздальский князь Юрий Долгорукий в этой своей вотчинной усадьбе давал сильный обед-пир своему союзнику и другу северскому князю Святославу Ольговичу ("Приди ко мне брате в М. "). Однако начало поселения на этом месте относится к более далеким временам и засвидетельствовано находками курганных вещей в самом Кремле и арабских монет половины IX в. вблизи Кремля, на месте храма Спасителя.

Древнейшее поселение должно было возникнуть здесь ещё в те времена, когда впервые начались торговые и промысловые сношения между севером и югом русской равнины. Моск. место лежало на перепутье от балтийской Двины и Немана, а также от верхнего Днепра к болгарской Волге и к Дону. Прямая дорога от балтийского запада к Волге направлялась долинами рек М. и Клязьмы — и вот здесь, на перевале из М. -реки в Клязьму, по рекам Восходне и Яузе, и основалось поселение первоначальной М. По-видимому, в первое время Москва хотела основаться у р. Восходни, где рассеяны многочисленные памятники древнего жительства — курганы.

Когда в Суздальской области Андрей Боголюбский основал княжество Владимирское, то моск. княжеская усадьба тотчас же построилась городом (в 1156 г.) , т. е. была обнесена крепкими деревянными стенами и населена отрядом княжеской дружины, несомненно с целями защиты Владимирского княжества от западных соседей. Москва, таким образом, явилась передовым пригородом Владимира, этой новой столицы Суздальской земли. Видимо, что небольшой городок Москва и в то время уже богател и приобретал значение в междукняжеских отношениях, так что с небольшим через 50 лет после его постройки явилась со стороны князей попытка основаться в нём особым княжеством.

В 1213 г. в нём засел было на княжение брат вел. кн. Юрия Всеволодовича, Владимир, но был вскоре выпровожен на княжение в южный Переяславль. В татарское Батыево нашествие 1238 г. Москва разграблена и сожжена, при чём упомянуты "церкви, монастыри, села". В городе в то время находился малолетний сын вел. кн. Юрия Всеволодовича, Владимир, с воеводою — а это служит указанием, что в М. тогда существовал особый княжеский стол. По смерти вел. кн. Ярослава Всеволодовича (1246 г.) , по его разделу городов Суздальского княжества между сыновьями, Москва досталась его сыну Михаилу, прозванием Храброму.

В 1249 г. он был убит в битве с Литвою на р. Поротве, т. е. на границе своего Моск. княжества. Кому после него досталась Москва — неизвестно. По всему вероятию, она оставалась во владении вел. князя и с великим княжением в 1252 г. перешла к Александру Невскому. Последний перед своей кончиною посадил княжить в М. своего младшего сына, двухлетнего Даниила Александровича, который вначале состоял под опекою тверского князя Ярослава Ярославича. По смерти Ярослава в 1271 г. десятилетний моск. князь Даниил стал княжить самостоятельно и независимо ни от какой опеки. Отсюда и началось вотчинное княжение Московское. Даниил мирно прокняжил в М. 33 года. Он † в 1303 г. , оставив после себя пятерых сыновей, из которых старшим был знаменитый Юрий, а четвёртым — ещё более знаменитый Иван Калита.

Моск. вотчина в последний год жизни Даниила значительно увеличилась присоединением к ней Переяславля по духовному завещанию переяславского князя-вотчинника, племянника Даниила, Ивана Дмитриевича.

Основание Москвы

Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы (Аузы). Согласно археологическим данным, первые поселения на этой территории датируются вторым тысячелетием до Нашей эры. Место было очень благоприятным для жизни, и издревле здесь селились племена рыболовов и охотников, а позже на эти земли пришли славянские племена.

Версии о том, что Москва появилась в 9 веке, во время князя Олега не имеют под собой никаких документальных оснований. Первое упоминание о Москве встречается в летописи 12 века, когда период Киевской Руси подходил к концу, и государство распадалось на удельные княжества.

О поселении, которое было предшественником Москвы известно крайне мало. Впервые оно встречается в летописях 1147 года, когда Великий князь киевский и ростово-суздальский Юрий Владимирович Долгорукий, шестой сын Владимира Мономаха, пригласил на военный совет к берегам Москвы-реки, «на Московь», своего союзника, новгород-северского князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря).

Тверская летопись говорит, что спустя 9 лет, в 1156 году Юрий Долгорукий заложил на месте древнего поселения город и выстроил новую деревянно-земляную крепость. Эта запись вызывает сомнения у историков, так как существуют некоторые противоречия, например, в 1156 году Юрий Дологорукий княжил в Киеве, и если, как предполагают историки, он основал Москву во время своего визита в Ростово-Суздальское княжество, то удивительно, что этот факт остался незамеченным летописцами. Часть историков относят основание города Москвы к 1153 году. Существуют также предположения, что укрепительные сооружения возводились не Юрием Долгоруким, а его сыном Андреем.

На тот момент Москва являлась мелким приграничным военным пунктом Суздальского княжества, который обладал большим потенциалом. Именно здесь встречались границы нескольких княжеств: Северского, Новгородского, Рязанского, Суздальского и Смоленского. В этом месте пересекались крупные дороги и водные пути.

Князь Суздальский Юрий, получивший от своего отца Владимира Мономаха Залесье, не стал довольствоваться Суздалем и Ростовом, он принялся строить новые города и заселять их. Так появились Переяславль Залесский, Юрьев Польский, Дмитров. Москва-река в ту пору была окружена буйными лесами, это была крупная судоходная водная артерия, соединявшая несколько княжеств. На тот момент, когда Владимир Мономах передал эти владения сыну Юрию Долгорукому, вдоль Москвы-реки стояло несколько сел, которые принадлежали боярину Кучке. Эти поселения, несмотря на то, что в них были и храмы, и боярские хоромы, не были объединены в один город и не имели крепости. В то же время, месторасположение как нельзя лучше подходило для основания укрепленного города, пограничного пункта.

Причины, по которым Юрий Долгорукий казнил Боярина Кучку, доподлинно неизвестны, скорее всего, боярин не хотел передавать свои земли князю и оказывал сопротивление его планам. Предания рассказывают, что после казни Юрий оглядел близлежащие земли и повелел строить на них деревянный град. В результате этого были возведены укрепленные деревянные стены Кремля, которые служили для защиты жителей бывших сел Кучкова и новых поселенцев, постройки княжего двора и некоторые другие строения. Кроме того, заслуга Юрия Долгорукова в том, что он способствовал распространению христианства среди населения этой местности, которое все еще находилось под сильным влиянием язычества и волхвов.

Некоторое время город назывался Кучков, а затем за ним укрепилось название по имени Москвы-реки. Что означает слово Москва – лингвисты и на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Предполагают, что слово Москва – финского происхождения, и означает по разным версиям: смородина, мутная, искривленная.

Сведений о том, навещал ли Юрий Долгорукий, основанный по его повелению город, нет. Умер основатель Москвы в Киеве, 15 мая 1157 года, проболев пять дней после того, как занедужал после буйного пира, который устраивал его боярин Петрил.

Рост и становление Москвы

Становление Москвы было медленным. Сменились три поколения потомков Юрия Долгорукова прежде, чем Москва вышла из тени древних городов Владимирско-Суздальской Руси, и начала приобретать черты крупного города, играющего важную роль в жизни русского государства. В первой половине 13 века Александр Ярославич Невский основывает в Москве княжескую династию, передав Москву во владение своему сыну Даниилу. С момента утверждения в Москве княжеского стола, и роста ее авторитета, все большее внимание стало уделяться увековечиванию памяти основателя Москвы Юрия Долгорукого. Московские князья, начиная с Даниила давали своим старшим сыновьям имя Юрий, а Иоанн III сделал Георгия Победоносца – ангела Юрия Долгорукого, гербом московского княжества.

После того, как в 1319 году сын князя Даниила Юрий получил великое княжение, он переехал в Новгород, а княжеский престол в Москве перешел к его брату Ивану Данииловичу Калите, который был настоящим князем-собирателем Руси. Набожный человек и разумный хозяин, лишенный "молодеческих замашек", и, в то же время, жестокий и расчетливый, он сумел вывести Москву на новый уровень, поставив ее вровень с влиятельными городами того времени. Москва стала городом всероссийского значения, таким, какими раньше были Владимир и Киев.

Важное значение в обретении Москвой статуса главного русского города сыграло перемещение резиденции митрополита Русской Православной Церкви из города Владимира в Москву (1326 год). После того, как в середине 15 века Константинополь (Царьград) был захвачен турками, русских митрополитов стал возводить на престол не Константинопольский патриарх, а Собор русских иерархов.

Последующие годы были для Москвы нелегкими. Войскам Дмитрия Донского пришлось защищать Москву от нападения литовского князя Ольгерда. В 1238 году Москва была дотла разорена ханом Батыем. Ужасный Всесвятский пожар почти уничтожил Москву в 1365 году. После того, как в 1380 году на Куликовом поле русское войско одержало победу над полками татарского темника (военачальник "тьмы", 10 тыс. воинов) Мамая, появилась возможность освободить Русь от татаро-монгольского ига. Однако, спустя 2 года, в 1382 году, хан Тохтамыш из Золотой Орды обманным путем смог захватить Москву, уничтожил большое количество москвичей и сжег Кремль дотла. Но, несмотря на все трудности, Москва продолжала расти и крепнуть.

Москва - столица единого государства

В период правления великого князя Ивана III (1462-1505), Москва уже была столицей русского государства. Из-под ига Орды окончательно освободились земли Северо-Восточной Руси, Московская держава обрела независимость, и Иван III прилагал все усилия для того, чтобы превратить Москву в "Третий Рим". После того, как Иван III взял в жены племянницу последнего константинопольского императора, Софью Палеолог, символом московского самодержца становится византийский двуглавый орел. Его изображения появляются на княжеских печатях.

В процессе укрепления русского государства большое внимание уделялось в Москве строительству, в частности, Кремлевских укреплений, храмов. Именно в это время начала формироваться площадь, в наше время известная как Красная площадь. До 16 века она называлась Торгом, позже получила название Троицкой, после того, как в 1571 году здесь бушевал пожар – площадь стали называть Пожаром, и только в середине 17 века площадь обрела свое теперешнее название.

Для того, чтобы оправдать звание преемницы Византии, главного православного государства, Русская Православная Церковь стала проводить активную деятельность по укреплению религиозной веры в народе. Прославлялись и канонизировались русские князья, боровшиеся с захватчиками, подвижники и государственные деятели. Последовательные и грамотные действия московских князей, направленные на «собирательство Руси» привели к тому, что Московское княжество овладело 70 волостями и 25 городами, которые располагались в верховьях Оки, Десны и её притоков, а также Днепра. Среди прочих городов были: Чернигов, Брянск, Путивль, Рыльск, Смоленск. Завоевание Смоленска в 1514 году стало важной вехой в укреплении западных кордонов русской державы.

15 век ознаменован превращением Москвы в крупнейший культурный центр. В начале 15 века в Москве в одном из монастырей живет и работает величайший русский иконописец Андрей Рублев, здесь пишутся от руки самые лучшие книги того периода.
Первый русский царь Иван Грозный и его последователи

Судьбоносным событием для русского государства стало венчание на царство первого русского царя, которым стал юный московский князь Иван IV (Грозный). Это событие произошло в 1547 году. Глава русской церкви Митрополит Макарий возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха и официально провозгласил его русским самодержцем. Однако, в 1561 году от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа пришло письмо за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, в котором говорилось, что они благословляют на царствие Ивана IV, однако, совершенное митрополитом Макарием не может считаться законным, ибо только Римский и Константинопольские первосвященники имеют право венчать царей. Это письмо оскорбило русских. Россия на данный момент была свободным государством, прямой наследницей Византийской империи, и она должна была испрашивать разрешения у патриарха, который сам не был независим, а нуждался в признании своего сана турецким правителем.

После смерти Ивана Грозного правители Москвы делают все возможное для того, чтобы в России появился свой первосвятитель – высший церковный иерарх, который поможет сделать царскую власть общепризнанной. В результате в 1589 году из Константинополя в Москву приезжает патриарх Иеремия со свитой, и вместе со священным Собором (епископы Русской Церкви) возводит митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Таким образом, Русская Православная Церковь стала автокефальной – самостоятельной церковью.

Время "Великой смуты", наступившее после смерти Бориса Годунова, ознаменовало собой начало 17 века. Один за другим сменялись московские правители, а сам город находился во власти поляков. Вдохновителем духовного сопротивления захватчикам стал патриарх Гермоген, который объявил, что если королевич Владислав Сигизмундович (Жигимондович) не примет христианство, отрекшись от католичества, то не править ему в Москве. Данное условие было невыполнимо, так как отец королевича, Сигизмунд III был фанатичным католиком и противился тому, чтобы сын сменил веру. Тогда патриарх стал рассылать в разные русские города грамоты с призывами к освобождению Москвы. Возглавили народное ополчение князь Дмитрий Пожарский – талантливый военачальник с незапятнанной репутацией и народный староста Козьма Минин. Князь Пожарский привел ополчение к Москве в августе 1612 года, а полностью освобождена Москва была только в октябре. В честь этого знаменательного события в 1818 году на Красной площади был установлен памятник освободителям Москвы "Гражданину Минину и князю Пожарскому".

Москва в период правления династии Романовых

В начале 1614 года в Москве на Земском соборе было положено начало новой царской династии Романовых, представители которой правили Россией 300 лет. Первым из Романовых стал шестнадцатилетний Федор Михайлович.

В начале 17 века панорама Москвы выглядела очень живописно. Кремль гармонично сочетался с застройкой других частей города и был виден с большинства улиц Москвы. К Кремлю сходились радиальные улицы Замоскворечья, лежавшего в низине. В виде трех полуколец располагались монастыри. Самое ближнее к Кремлю состояло из Алексеевского, Крестовоздвиженского, Никитского, Георгиевского, Златоустовского и Ивановского монастырей, располагавшихся с северной стороны. Второе полукольцо протянулось вдоль северной стены Белого города (Бульварное кольцо), в него входили: Высоко-Петровский, Рождественский, Сретенский и Страстной (построенный позднее). На юге, за городской чертой располагалось третье кольцо, которое включало в себя: Новодевичий, Ново-Спасский, Симонов, Андронников, Данилов, Донской монастыри.

В то же время, Москва в 17 веке страдала от сильнейших пожаров и эпидемий, среди которых самыми страшными были эпидемии чумы, оспы, холеры. Весной и осенью город тонул в грязи, летом, в жару, над рыбными и мясными рядами стоял ужасающий смрад. Бытовые отходы и нечистоты выбрасывались, как правило, во двор или на улицу. В городе царила неимоверная антисанитария. Несмотря на густонаселенность, в Москве того времени не было загородных кладбищ, умерших хоронили внутри города при приходских церквях. В 17 веке на территории Москвы таких кладбищ было около 200. Кроме неурожаев, нищеты основной части населения, культурной и санитарной неграмотности, усугубляло ситуацию и отсутствие больниц и медицинской помощи, а самыми действенными средствами в борьбе с болезнями считались молебны. Две самые страшные эпидемии чумы в Москве пришлись на 17 и 18 век.

Во время правления Петра I, или, как его называли - Петра Великого, Москва оставалась духовным и культурным центром России, но статус столицы утратила. В 1712 году указом царя столицей был объявлен Санкт-Петербург. В середине 18 века, благодаря реформам первого российского императора Петра Алексеевича, Россия вышла на международную арену, а вместе с ней и Москва.

Заметный вклад в историю города Москвы сделала дочь Петра Великого, императрица Елизавета. Она обратила своё внимание на Кремль, на его ветшающие дворцы. В 1743 году императрица Елизавета отдала приказ архитектору графу Растрелли выстроить возле Благовещенского собора каменный четырехэтажный дворец, в котором следовало бы хранить все то, что подлежало реставрации. Елизаветинский дворец простоял до 1812 года, а в период оккупации наполеоновскими войсками был взорван. Именно благодаря деятельности Елизаветы Петровны были сохранены Грановитая палата и царские терема.

Но главной заслугой императрицы стало открытие в Москве университета и двух гимназий при нем. Университет был открыт 12 января 1755 года в день святой Татьяны, который с тех пор празднуется всеми студентами. Одна гимназия при московском университете предназначалась для дворянских детей, а вторая для купеческих детей и разночинцев. В 1756 году в университете стали издавать первую неправительственную газету, которая называлась Московские ведомости, а затем и первый в Москве журнал – Полезное увеселение.

В то же время, Елизавета Петровна предпринимала попытки кардинально изменить внешний облик исторической части Москвы. В частности, она создала план, согласно которому древний Кремль должны были снести, а на его месте полагалось выстроить колоссальных размеров здание, в котором бы расположились правительственные, образовательные и даже торговые заведения Москвы. К счастью, эти планы не осуществились.

Наследники Петра сквозь пальцы смотрели на разрушение древних исторических памятников, но только императрица Екатерина II осмелилась их разрушить окончательно. По велению императрицы были срыты крепостные сооружения Белого города, а камни из стен крепости разрешалось брать всем желающим для личных нужд. На этом месте было приказано разбить бульвары, как это было принято в Европе. Та же судьба была уготована Земляному городу со всеми его валами и 34-мя башнями, которые приводили в восторг своей живописностью иностранных путешественников начиная с 16 века. Вместо них была построена впечатляющих размеров круговая улица, которую назвали Садовой. Название было дано по той причине, что все жители новой улицы обязаны были перед своими домами высаживать палисадники.

Однако новшества, вводимые Екатериной II, часто были на пользу Москве и её жителям. Именно при Екатерине II был проложен водопровод из Мытищ, который снабжал чистой водой Москву вплоть до последней четверти 19 века. В этот же период был создан отводной канал на Москве-реке, а река Неглинная была заключена в подземные трубы. Императрица Екатерина II ввела оспопрививание и выстроила в Москве две больницы, одна из которых предназначалась для чернорабочих, а вторая – для других слоев населения причем, на строительство она лично пожертвовала 100 тысяч, а цесаревич Павел Петрович - 50 тысяч. В 70-х годах 18 века были сделаны выводы из недавно пережитой эпидемии чумы. Многочисленные погосты в городской черте упразднили, было организовано несколько больших загородных кладбищ.

В Екатерининское время в Москве царила атмосфера роскоши и великолепия. Культурная жизнь была сосредоточена в высших вельможных кругах, что тормозило развитие среднего общественного слоя. При Александре I (1801-1825 гг) в Москве стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения распространились вглубь средних слоёв. В городе стали появляться кружки, в которых обсуждались литературные произведения, велись беседы о политике. В частности, большие восторги вызывала личность Наполеона I. Часты были балы, маскарады, театральные представления. Новые бульвары объединили по линии проездов, и они стали застраиваться новыми особняками. На Кузнецкий мост перенесли из Немецкой слободы заграничные магазины. Москва предавалась неудержимому веселью.

Несмотря на то, что многие дальновидные люди понимали, что союз с Наполеоном, заключенный Александром I в 1807 году ненадежен, для большинства жителей Москвы вторжение Наполеона в Россию стало неожиданностью.

18 век начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали строить Арсенал. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и ядра. В наши дни Царь-пушка размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

Еще одна гигантская достопримечательность Кремля - Царь-колокол, отлитый по указу Анны Иоанновны в 1733-1735 годах русскими мастерами И. и М. Маториными. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола откололся кусок весом около 700 пудов. До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооружённый по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого.

Москва в Отечественной войне 1812 г.

Суровые испытания ждали город в 1812 году, когда армия Наполеона захватила Москву после Бородинского сражения. Взятие французскими войсками Москвы всколыхнуло в народе самые патриотические чувства, и, как когда-то против поляков, русский народ поднялся на войну за освобождение русской духовной столицы, и общими усилиями войск и народного ополчения была одержана победа.

После освобождения Москвы её фактически нужно было отстраивать заново. Особенно страшные разрушения были в центре Москвы. Москва-река серебрилась от множества всплывшей рыбы. Никольская башня была почти разрушена, на ней чудом уцелел Образ Николая Чудотворца – даже стекло не было треснуто. Арсенал был разрушен, здание Сената полуразрушено. К счастью, соборы на территории Кремля уцелели. Скорее всего, счастливая случайность уберегла их от уничтожения – из подкопов было извлечено 60 пудов пороха, а фитили были потушены, видимо, сильным ливнем, который прошел накануне. Среди прочих строений была взорвана и Грановитая палата, в стенах Московского Кремля зияло пять огромных пробоин. Из 290 храмов, которые действовали в Москве до 1812 года, уцелели только 115 и те были разграблены. Из 9158 домов осталось 2626, только на улицах было насчитано более 11 тысяч человеческих и более 12 тысяч лошадиных трупов - такой Москва предстала после освобождения.

Но удивительно быстрыми темпами город стал восстанавливаться. Несмотря на то, что Москва была не официальной столицей, а всего лишь купеческим и помещичьим городом, она проявляла такую же жизненную стойкость и силу, как и в прошлом. В Москву вернулся преосвященный Августин со святынями, стали возвращаться жители Москвы.

В честь победы над армией Наполеона в 1839 году на месте Алексеевского женского монастыря решили построить Храм Христа Спасителя. Средства на сооружение храма собирали по всей России. Все желающие присылали кто сколько мог. Росписи в храме выполняли самые известные русские живописцы того времени. Закончилось строительство Храма Христа Спасителя в 1880 году. Также в память о победе в Москве был разбит Александровский сад, появились: Манеж, площади-форумы Театральная и Красная, Триумфальные ворота у Тверской заставы.

Ростом национального самосознания в Москве отмечено правление императора Александра Николаевича. Стали активно развиваться печатные издания, появилось множество различных общественных организаций. В прессе, в клубах заговорили о необходимых преобразованиях, в частности, об избавлении крестьян от крепостной зависимости. Инициатива принадлежала самому царю, который в марте 1856 года, в беседе с предводителями дворянства сказал, что положение крестьян не может оставаться неизменным.

К началу 20 века Россия подошла абсолютной монархией, государством, которое занимало 5 место в мире по объемам производства. В то же время, индустриализация находилась на незавершенном этапе, а основой экономики оставалась аграрная сфера. Наряду с русской интеллигенцией, которая внесла выдающийся вклад в мировую культуру, существовала массовая неграмотность населения. Внутренние противоречия обострились ещё больше с началом Первой мировой войны.

Москва – столица СССР

События Октябрьской революции 1917 года открыли новую страницу в истории Москвы. В 1918 году правительство молодой социалистической республики переехало из Петербурга (Петрограда) в Москву, и Москва вновь обрела статус столицы, но теперь уже Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а несколько позже – Союза Советских Социалистических Республик, включавших в себя 15 дружественных государств-республик.

В качестве столицы нового огромного государства Москва стала играть важную роль в международной политике. Интенсивными темпами происходила застройка Москвы, город стал разрастаться за счет пригородов. С ростом города и увеличением числа жителей развивалась и транспортная инфраструктура. В 1924 году в Москве появилось регулярное движение автобусов, а в 1933 году по улицам Москвы прошли первые троллейбусы. В мае 1935 года состоялось торжественное открытие московского метрополитена – новая эра в жизни столицы СССР. В 1939 году в Москве начинает функционировать регулярное телевизионное вещание.

Вместе с тем, советская власть, как и каждая предыдущая, имела свое мнение по поводу архитектурного облика Москвы. Начиная с 1931 года, в Москве было уничтожено более 400 объектов, которые можно было назвать памятниками мирового значения. Среди этих невосполнимых утрат: Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь, церковь Успения на Покровке, храм Святителя Николая Большой Крест.

Два раза (в 20-е и 50-е годы) над Москвой нависала угроза переименования. Древний город хотели переименовать в Ильич, а позже – в Сталинодар, но, к счастью, здравый смысл победил и Москва сохранила за собой историческое название.

Москва в Великой Отечественной войне

Во время Великой Отечественной войны 1941 года, когда немецко-фашистские войска стремительно продвигались по территории Советского Союза, угроза захвата Москвы в очередной раз вызвала в людях грандиозный патриотический всплеск. Москва была сердцем государства, ее оплотом, не отдать врагу Москву – стало главной целью для советских воинов. Защитники Москвы и Тулы, которая являлась последним защитным пунктом на юге, смогли остановить наступление немецких войск, с этого момента началось контрнаступление Советской Армии. В битве за Москву гитлеровская армия понесла первое крупное поражение, было положено начало разгрому фашистских захватчиков и освобождению от фашизма не только территории СССР, но и Европы. В 1965 году Москва получила звание города-героя в знак уважения к жителям города, которые проявили отвагу и героизм в борьбе за её освобождение.

В послевоенные годы Москва стала быстро восстанавливаться. Жители города возвращались из эвакуации, увеличивалось количество образовательных учреждений, Москва стала восстанавливаться и разрастаться поразительными темпами. В 1956 году начинается строительство МКАД около Ярославского шоссе. В 1960 году был открыт первый участок дороги, а в 1962 году движение пустили по всему кольцу. Вначале МКАД служила границей городской территории Москвы, теперь Столица России разрослась и за пределы кольца.

Современная Москва

0

3

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Москва стала столицей России, а с 1993 года – городом федерального значения. Кремль превратился в резиденцию Президента России и место, которое посещает большое количество туристов (музейные зоны).

В 21 веке Москву охватило грандиозное архитектурное преобразование, которое грозит почти полным уничтожением исторических и архитектурных памятников. Поскольку реставрация ветхих старинных зданий – дело не только хлопотное, но и очень дорогое, зачастую их объявляют аварийными, а на их месте возводят новые здания. Из-за того, что самые престижные и дорогие участки земли находятся в историческом центре Москвы, он страдает в первую очередь, кроме того, появился такой термин как "точечная застройка", запрещена официально в 2008 году.

Среди проблем сегодняшней Москвы и транспортная – частые пробки вынуждают жителей столицы терять массу времени на передвижение по городу, особенно в часы "пик".

Но все же, сегодняшней Москве есть чем гордиться. В городской черте сохранились крупные лесные и парковые массивы, среди которых: Лосиный остров, Измайловский парк, Тимирязевский парк, Ботанический сад, Нескучный сад, Битцевский лесопарк.

Москва и поныне является театральной столицей России. В Москве работает более полутора сотен театров, среди которых и всемирно известные, такие как Большой театр, и небольшие частные театры-студии и экспериментальные театры.

Огромное количество музеев, существующих в Москве уступает только таким крупным городам как Нью-Йорк и Мадрид. Самые крупные музеи Москвы: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Третьяковская галерея.

Кроме того, Москва является крупным научным и промышленным центром. Особенно активное развитие научные отрасли получили в советский период. Именно тогда в Москве появилось множество НИИ, которые занимаются изысканиями в области ядерной энергетики, микроэлектроники, космонавтики.

Немаловажной сферой жизни людей является религия. Москва в этом плане очень толерантна. В городе зарегистрировано официально более 1000 религиозных объединений, представляющих более 50 направления различных вероисповеданий.

В Москве представлены все основные мировые религии. Официально в городе зарегистрировано более 1000 религиозных объединений и организаций, которые представляют более 50 различных вероисповедных направлений.

Помимо разветвленной сети автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, в Москве перевозкой пассажиров занимаются маршрутные такси и такси. Основную же нагрузку несет московское метро. В Москве функционируют аэропорты: Домодедово, Шереметьево, Внуково и Быково, а также 9 ж/д вокзалов. В навигационный период по Москве-реке ходят речные трамваи и круизные теплоходы, а Южный порт принимает грузовые суда.
Современная Москва разделена на округа:

1. Центральный

2. Северный

3. Северо-Восточный

4. Восточный

5. Юго-Восточный

6. Южный

7. Юго-Западный

8. Западный

9. Северо-Западный

10. Зеленоград

В свою очередь, округа делятся на муниципальные районы. Главный орган управления – городская Дума, которая выбирается раз в 4 года. В состав Думы входят 450 депутатов.

1 февраля 1995 г. был принят закон о флаге и гербе города Москвы. Герб Москвы представляет собой темно-красный геральдический щит, на котором изображен всадник – Святой Георгий Победоносец на серебряном коне в серебряных доспехах и голубом плаще, поражающий золотым копьем черного Змия. Согласно древнему преданию, Святой Георгий был римским воином родом из Лидии, который принял христианство в числе первых, а во время гонения на христиан, возглавляемых императором Рима Диоклетианом, Святой Георгий принял мученическую смерть за веру и был канонизирован церковью как Великомученик и Святой. Именно Святой Георгий был ангелом Юрия Долгорукого– основателя Москвы, т.е. был назван в его честь.

Гимном Москвы является песня "Моя Москва". Текст песни написал М. С. Лисянский и С. И. Агранян, автор музыки - И.О. Дунаевский.

История Государственного флага Российской Федерации

День Государственного флага Российской Федерации

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.

История:

Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был там сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Законным же отцом триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. В 1858 году Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III, в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных  случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Флаг РФ
Флаг РФ
После Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, а указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором говорится: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:

    белый цвет - благородство и откровенность;
    синий цвет - верность, чест­ность, безупречность и целомудрие;
    красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

0

4


Вы здесь » Лови момент » На пульсе вашего ресурса » Знак нулевого километра в Москве